Текст для поисковых роботов

Колледж
Челябинский колледж физической культуры

Навигация: УралГУФК » Архив новостей » 2013 » Геном спортсменов Челябинской области

Геном спортсменов Челябинской области

Категория: Архив новостей » 2013

В науке должно искать идеи. Нет идеи – нет науки.
Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах
скрываются идеи: факты без идей – сор для головы и памяти.

В.Г. Белинский

Пояснение. Ген — единица наследственной информации, представляющий собой участок молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Один признак или свойство могут определяться несколькими генами. У различных организмов число разных генов колеблется от 50 до 100000 (хотя зависимость между числом генов и «сложностью» вида еще далеко не ясна). В конце 1998 г. пришли к выводу, что в геноме человека 50–60 тыс. генов. Совокупность наследственных свойств организма, закодированная в генах, называется генотипом (геномом).

Сегодня в России по линии министерства спорта, туризма и молодежной политики проблемами спортивной генетики занимаются только три института: Всероссийский НИИФК (Москва), Санкт-Петербургский НИИФК и НИИ олимпийских видов спорта УралГУФК (Челябинск).

Впервые термин «генетика физической деятельности» (Genetics of Fitness and Physical Performance — дословно: генетика физической формы и физической деятельности) был предложен Клодом Бушаром в 1983 году. В конце 80-х годов в рамках проекта «Геном человека» начали появляться данные о генах, ассоциированных с проявлением и развитием физических качеств человека. По состоянию на 2009 год генов-маркеров физической активности человека уже обнаружено более 400, и прогресс в открытии новых комбинаций генов очевиден.

Самые первые работы в России по изучению наследственной предрасположенности спортсменов к физическим нагрузкам были начаты в 1999 году в Санкт-Петербургском НИИ физической культуры, под руководством профессора В.А. Рогозкина. Благодаря этому в России и за рубежом всем высококлассным специалистам в области физической культуры и спорта стало хорошо известно, что предрасположенность человека к выполнению мышечной деятельности различной направленности запрограммирована генетически.

Необходимо отметить, что несоответствие уровня физических нагрузок генетической предрасположенности спортсмена может привести к замедлению роста его спортивных результатов и даже к ухудшению состояния здоровья.

При обследованиях спортсменов в лаборатории спортивной генетики НИИ олимпийского спорта (НИИОС) мы оцениваем их предрасположенность к выполнению физической нагрузки на основе полиморфизма (разнообразия) определенных генов. Эта составляющая генетической предрасположенности, которая не изменяется на протяжении всей жизни человека. Так, например, выявлены различные формы одного и того же гена (аллели), связанные с особенностями углеводного или липидного метаболизма и, соответственно, определяющие предрасположенность организма занимающегося к аэробному (виды спорта на выносливость) или к анаэробному (виды спорта скоростно-силового характера) механизмам энергообеспечения. Существуют также аллели разных участков, ограничивающие физическую деятельность человека посредством снижения или повышения интенсивности включения генов. Следствием такого ограничения в лучшем случае является прекращение роста спортивных результатов, в худшем – развитие патологических состояний, например, чрезмерная гипертрофия миокарда левого желудочка.

Необходимо помнить, что генетически запрограммированные способности спортсмена не могут быть кардинально изменены в процессе тренировки. Ошибочно считать, что в природе могут существовать гены хоккеиста, боксера или лыжника. С помощью генетических тестов выбирается не вид спорта, а предрасположенность к определенному виду мышечной работы, задатки к проявлению физических качеств (скорость, сила, выносливость). С другой стороны, приводя ребенка в секцию, родители очень часто видят, что у некоторых детей выполнение движений и отдельных упражнений получаются лучше (на их овладение тратится меньше времени), а у других – хуже. Соответственно, у одних детей в дальнейшем есть интерес к занятиям, а у других его нет. И может пройти немало времени, прежде чем, наконец, все определятся, чем заниматься ребенку. Именно здесь тренер должен  сыграть главную роль. Только он может доказать на практике все преимущества метода генетического тестирования, помочь ребенку развить определенные физические качества, а в дальнейшем определить, каким видом спорта ему лучше заниматься.

Но почему не все так просто происходит на практике?

Дело в том, что на сегодняшний день существует некоторая сложность в оценке генетической предрасположенности ребенка (взрослого) к выполнению определенного вида физических нагрузок. Она заключается в том, что любое физическое качество человека определяется не одним геном, а большим количеством полиморфных (разнообразных) генов. Также пока невозможно с помощью генетических тестов точно (или с высокой степенью вероятности) измерить страсть, волю, характер спортсмена, которые делают его великим.

Но спортивная генетика не стоит на месте. За рубежом тренеры совместно со специалистами по спортивной генетике и медицине уже выработали некоторые подходы, с помощью которых можно повысить точность генетического прогноза. На сегодняшний момент все, кто занимается данной проблемой, отмечают, что лучше иметь комплекс генов-маркеров, указывающих на генетическую предрасположенность ребенка (взрослого) к определенному виду мышечной деятельности. Тренеру таких детей, руководствуясь  результатами их генетического анализа и работоспособности, будет легче и быстрее развивать те двигательные качества (скорость, силу, выносливость), которые определяют успех в выбранном виде спорта. То есть такие дети уже с  момента рождения имеют некоторые преимущества перед другими, а тренеру необходимо правильно их тренировать.

Следует отметить, что научные поиски исследователей в области спортивной генетики ведутся не только в направлении расширения списка генов, обусловливающих развитие физических качеств, но и с целью  расширения понимания роли каждого гена в адаптации организма к другим видам деятельности.

Практическую работу мы начали с обследования 1210 юных и высококвалифицированных спортсменов, занимающихся в городе Челябинске и за его пределами разными видами спорта (хоккей, плавание, гандбол, конькобежный спорт). Мы попытались сопоставить существующую систему отбора с генетическими маркерами физической активности. Было установлено, что используемые педагогические и физиологические и прочие тесты при отборе детей в группы по отдельным видам спорта не всегда в полной мере соответствуют выявленной генетической предрасположенности спортсменов к выполнению физических упражнений различной направленности, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на успешность их соревновательной деятельности.

Неоценимая методическая помощь в проведении исследований по изучению ассоциации полиморфизмов генов с физиологическими показателями была оказана нашей лаборатории со стороны к.м.н. И.В. Астратенковой (НИИФК, Санкт-Петербург), являющейся на сегодняшний день, по-нашему мнению, ведущим экспертом в России в области спортивной генетики. Кроме этого, помощь в постановке методик исследования нам оказывает гамбургский институт генетики (директор, профессор Б. Деген). Мы ежегодно стажируемся у них.

Когда мы начинали свою работу в 2006 году, то, как и все исследователи, ставили перед собой только одну задачу — разработать новую технологию наиболее раннего отбора детей в различные виды спорта на основе их генетической предрасположенности.

Исследования последних лет выявили и другие крайне важные направления практического использования ДНК-технологий в спорте — это совершенствование спортивного мастерства квалифицированных спортсменов: уточнение специализации в выбранном виде спорта и коррекция тренировочного процесса, повышение мышечной массы и снижение лишнего веса. Методы молекулярной генетики могут успешно применяться и в области массовой физической культуры: в фитнесе и бодибилдинге.

Однако в последнее время ученые в области спортивной генетики все больше приходят к заключению, что основным направлением исследований должно стать не столько изучение молекулярных механизмов наследования спортивных задатков, сколько изучение способности сохранения здоровья спортсменом в процессе адаптации его организма к длительным высокоинтенсивным физическим нагрузкам. В 2007 году Британская Ассоциация Физической культуры и Спорта (BASES) разработала и опубликовала специальное положение, объясняющее текущие проблемы в области генетических исследований и тестирования в науке о физической культуре и спорте. В данной работе рассмотрены вопросы проведения тестирования, этические проблемы, которые возникают при генетическом тестировании, связанном с выявлением спортивных способностей, конфиденциальность представления информации. Особенно отмечено, что генетические тесты будут разрабатываться с целью предотвращения риска травматизма, других различных заболеваний и даже внезапной смерти.

Разработка конкретных тренировочных программ с учетом индивидуальных особенностей каждого спортсмена или группы спортсменов с генетическими данными, несомненно, приведет к росту их спортивных достижений, откроет широкие возможности для дальнейшего совершенствования. В настоящее время совместная работа сотрудников лаборатории спортивной генетики НИИОС УралГУФК с тренерами города Челябинска по разным видам спорта ведется, но, к сожалению, только в рамках собственной инициативы. Ярким примером в реализации результатов генетических исследований в спорте для нас служат высокие достижения сборных команд Китая и США.

По мере стремительного увеличения числа генов-маркеров физической активности человека все более очевидным становится недостаток данных о функциях генов и, прежде всего, о функциональной значимости тех полиморфизмов, которые они содержат. По данным регионального министерства физической культуры, спорта и туризма, в 2012 году в Челябинской области было проведено более 7 тысяч соревнований различного уровня по 118 видам спорта. В областном центре функционируют 53 спортивных школы, в которых организованно занимаются спортом более 30 тысяч человек. Всего же по Челябинску отношение к спорту имеют более 270 тысяч жителей. В Челябинской области спортом занимаются 786, 5 тысяч человек, или 22,6 % от общей численности жителей региона. По России этот показатель составляет 22 % ровно.

Совместными усилиями мы могли бы одними из первых среди городов страны составить генетическую карту детей и взрослых, занимающих спортом в Челябинске, а в перспективе и по всей Челябинской области. В дальнейшем слаженная деятельность позволит нам оптимизировать систему отбора и подготовки спортсменов, создать банк данных для олимпийских и неолимпийских видов спорта, действовать обоснованно при определении приоритетных видов спорта.

В заключение можно отметить, что уже сейчас ДНК-технологии в сфере физической культуры и спорта позволяют не только выявить наследственную предрасположенность спортсмена к развитию и проявлению разных физических качеств, но и оценить генетические факторы риска различных патологических состояний и заболеваний сердечно-сосудистой, мышечной, костной, иммунной и эндокринной систем спортсмена; определить особенности метаболизма в организме спортсмена разных пищевых продуктов, биологически активных добавок, нарушения процессов детоксикации лекарственных препаратов и ксенобиотиков. Все это дает возможность повысить надежность и эффективность системы индивидуальной специализации и подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Концепция «Высокие достижения любой ценой» должна быть заменена концепцией «Высокие достижения за счет высоких адаптационных возможностей, прогнозируемых на основе комплексного молекулярно-генетического тестирования, в тесной взаимосвязи с другими областями знаний медицины (биомеханика, физиология, иммунология, биохимия и т.д. и т.п.)».

Д.Дятлов (УралГУФК)

Адрес электронной почты для переписки:
valeas1@yandex.ru

Уральский государственный университет физической культуры © 2010–2016 гг.
При копировании текста и фото ссылка на сайт обязательна.

Политика персональных данных