Версия для слабовидящих
Текст для поисковых роботов
Текст для поисковых роботов
Текст для поисковых роботов


Колледж
Челябинский колледж физической культуры



Б. Ф. Вашляев. Динамика спортивной формы

Актуальность. В состоянии спортсмена неизбежны колебания физической работоспособности вне зависимости от спортивной специализации. Проблема в том, что подъемы всех устраивают, а спады зачастую носят «катастрофический характер», вопреки планам и желаниям. Рушатся надежды и судьбы, не оправдываются затраты времени, сил, денег, нарушается здоровье. Поскольку «никто не планировал провала», создается впечатление о непредсказуемости процесса. Тем не менее, многое, если не всё, предсказуемо и закономерно. И в основе изменений в состоянии спортсмена лежит взаимосвязь энергообеспечения его двигательной деятельности с адаптационными ресурсами (Таймазов В. А., 2004). Под адаптационными ресурсами мы понимаем субстраты, структуры и эффективность их функциональных взаимосвязей, детерминирующие возможности организма в преодолении определенных воздействий, например, различных физических нагрузок. Адаптационные ресурсы могут возрастать или убывать, причем с различной скоростью, определяя тем самым физическую работоспособность. При этом объективным показателем динамики адаптационных ресурсов является длительность и мощность физических нагрузок, находящихся в обратной зависимости, что, безусловно, известно тренеру (Роженцов В. В., 2006). Однако, как показывает практика, тренер далеко не всегда может предвидеть отдаленные последствия продолжительных нагрузок с повышенной мощностью.

 

Анализ проблемы. Рассмотрим срочные и отставленные эффекты анаэробных физических нагрузок с большой интенсивностью и длительностью, преодолеваемых за счет гликолиза, приводящих к значительному лактатному кислородному долгу. Кислородный долг необходимо компенсировать, что приводит, во-первых, к напряжениям функциональных систем, обеспечивающих преодоление нагрузок, во-вторых, к повышенному расходу адаптационных ресурсов (Таймазов В. А., 2004). В ответ формируются адаптивные реакции, детерминирующие рост физической работоспособности (рис. 1).

 

Объективным показателем, отражающим величину кислородного долга, является концентрация лактата, измеряемая в общем русле крови. При нарастании концентрации лактата организм всё более мобилизует функциональные системы, обеспечивающие работоспособность. При дальнейшем росте лактата, начиная со значения 6–8 ммоль/л и выше, нарушаются окислительные процессы в мышцах, что резко усиливает расходование адаптационных ресурсов (Нейгл Ф. Д., 1982; Меерсон Ф. З., 1986; Никитюк Б. А., 1990).

 

 

 

На рисунке 2 этот процесс иллюстрирован гидродинамической моделью. Подобную схему в своё время рассматривали специалисты ГДР. Вспомним классическую школьную задачку с бассейном, в который в одну трубу вода наливается, а из другой вытекает. Как быстро наполнится или осушится бассейн?

 

Накопление или исчерпание адаптационных ресурсов, необходимых для преодоления физических нагрузок, зависит от концентрации лактата (La) в энергообеспечении двигательной деятельности (Спрайет Л., 1998). Пополнение адаптационных ресурсов, обозначенное на модели, обусловлено, прежде всего, ростом структур, обеспечивающих выполнение физической работы. При невысокой концентрации лактата (до 6–8 ммоль/л) активированы окислительные процессы, обеспечивающие адаптивный биосинтез, например, рост митохондрий в мышечных волокнах, что повышает функциональный уровень.

 

 

При незначительном гликолизе восполнение адаптационного ресурса превышает его расходование, происходит суперкомпенсация. Адаптация к гликолизу у спортсмена невысока. Он плохо переносит нагрузки повышенной мощности и не в состоянии бурно расходовать ресурсы. Однако именно в этих условиях происходит накопление потенциала спортсмена, что определяет тренировочный процесс в базовом подготовительном периоде (рис. 2а).

 

Интенсивное расходование адаптационных ресурсов возможно при высокой степени адаптации спортсмена к гликолизу, появляющейся при нагрузках с повышенной мощностью (Таймазов В. А., 2002). Основным методическим подходом в тренировочных нагрузках является «педагогическая» рекомендация: «Тяжело — терпи», — которая и ввергает спортсмена в глубокий гликолиз, сопровождающийся лавинообразным продуцированием лактата.

 

При повышении концентрации лактата у спортсмена снижается чувствительность к нему, и отказ от работы происходит при более высоких значениях (Нейгл Ф. Д., 1982, Меерсон Ф. З., 1986). Спортсмен не ощущает тяжести нагрузок, что затрудняет педагогический контроль. При этом он приобретает возможность всё более бурно расходовать ресурсы, начинает от тренировки к тренировке справляться с всё более мощными и длительными нагрузками, что воспринимается как рост тренированности. Растет физическая работоспособность, но адаптационные ресурсы спортсмена начинают убывать (рис. 2б).

 

Если таким образом были построены тренировки в базовом подготовительном периоде, то через некоторое время, уже в начале соревновательного периода, тренер с неприятным удивлением обнаружит срыв адаптации у спортсмена, хотя на тренировках работоспособность возрастала. Причем срыв происходит внезапно, «непредсказуемо». Тренер и спортсмен не понимают сути произошедшего, следовательно, не знают выхода из ситуации. Способность легко переносить большие и всевозрастающие нагрузки создавала иллюзию роста биологического потенциала. На самом деле в этой ситуации спортсмен не только «ничего в себе не создавал», но всё более бурно расходовал, ускоряя исчерпание, устремляясь к срыву адаптации. Это так называемое «форсирование спортивной формы», предупредить которое можнообъемными тренировками с аэробным энергообеспечением (рис. 2а). Темпы восстановления после срыва также плохо прогнозируемы. Ситуация малоуправляемая. Одних педагогических методов (восстанавливающих тренировок) недостаточно, подключаются фармакологические и физиотерапевтические (сауна, массаж) методы. Спортсмен почувствовал себя лучше, но после первой же соревновательной нагрузки снова последует срыв. Ресурсов недостаточно, и требуется время для их накопления.

 

Гликолитические воздействия целесообразны непосредственно в предсоревновательном периоде, так как невозможно показать высокий результат без способности к эффективной мобилизации адаптационных ресурсов. Активировать «набор спортивной формы» можно двумя-тремя гликолитическими воздействиями в течение десяти дней, осуществляемыми не только тренировками, но и, что лучше, контрольными соревнованиями (рис. 2б). Подчеркнем, что гликолитические воздействия целесообразны только в соревновательных движениях своего вида спорта.

 

Роль гликолиза в подготовке спортсмена следует рассматривать также и в процессе возрастного развития. Притупленность чувствительности к гипоксии вследствие адаптации появляется на определенных этапах развития и сохраняется на протяжении всей жизни (Меерсон Ф. З., 1986).

 

Аналогичные явления происходят при подготовке в среднегорье, где снижено парциальное давление кислорода. Адаптивное повышение функций организма, вызванное недостаточностью окисления, имеет большую структурную цену (Меерсон Ф. З., 1986). И если первый визит в горы будет эффективен, то повторный может дать обратный эффект, особенно если между ними небольшой перерыв или бурная соревновательная деятельность. Адаптационных ресурсов организма просто не хватит.

 

Выводы:

  1. Основной причиной «непредсказуемых провалов спортивной формы» является чрезмерная интенсификация спортивной деятельности, приводящая к исчерпанию адаптационных ресурсов и к срыву адаптации.
  2. Если аэробные физические нагрузки позволяют накапливать адаптационные ресурсы, то анаэробные гликолитические нагрузки ускоряют расходование ресурсов, вплоть до исчерпания и срыва адаптации.

 

Литература:

  1. Нейгл, Ф. Д. Физиологическая оценка максимальной физической работоспособности [Текст] / Ф. Д. Нейгл // Наука и спорт: пер. с англ. — М.: «Прогресс», 1982. — С. 90–118.
  2. Никитюк, Б. А. Механизмы адаптации мышечных волокон к физическим нагрузкам и возможность управления этим процессом [Текст]: / Б. А. Никитюк, Н. Г. Самойлов // Теория и практика физической культуры. — 1990. — № 5. — С. 11–14.
  3. Роженцов, В. В. Утомление при занятиях физической культурой и спортом: проблемы, методы исследования [Текст]: монография / В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков. — Советский спорт, 2006. — 280 с.
  4. Спрайет, Л. Анаэробный метаболизм при высокоинтенсивных физических нагрузках. Метаболизм в процессе физической деятельности [Текст]: / Л. Спрайет. — Киев: «Олимпийская литература», 1998. — С. 9–51.
  5. Таймазов, В. А. Биоэнергетика спорта [Текст]: / В. А. Таймазов, А. Т. Марьянович. — СПб.: Изд-во «Шатион», 2002. — 122 с.
  6. Таймазов, В. А. Психофизическое состояние спортсмена. Методы оценки и коррекции [Текст]: / В. А. Таймазов, Я. В. Голуб. — СПб.: Издательство «Олимп СПб», 2004. — 400 с.
  7. Физиология адаптационных процессов [Текст]: / О. Г. Газенко, Ф. З. Меерсон и др.; под ред. П. Г. Костюка. — М.: Наука, 1986. — 635 с.







Уральский государственный университет физической культуры © 2010–2016 гг.
При копировании текста и фото ссылка на сайт обязательна.

Политика персональных данных
>>>>>>>>>>>>>>>