Разработка технологии оценки и коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов

 Дата публикации:  28.12.2023
Просмотры: 27

Национальные и Федеральные проекты и программы (Национальный проект «Демография», Федеральный проект «Спорт-норма жизни», «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2030 года», утвержденная 24 ноября 2020 г. Председателем Правительства РФ, и другие) решают наиболее важные государственные задачи: повышение качества жизни граждан, увеличение активного долголетия, поддержка здорового образа жизни населения. Их разработка и реализация свидетельствует о том, что здоровье населения – приоритетное направление государственной политики. 

Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (далее – Указ № 474) определены пять целей развития, и первой Президентом указана «сохранение населения, здоровье и благополучие людей».

Реализация задач для достижения поставленной цели осуществляется по нескольким направлениям. Одно из них: «Формирование мотивации к здоровому образу жизни путем стимулирования населения к соблюдению принципов здорового образа жизни»

В этой связи велика актуальность выполнения исследований по разработке современных технологий коррекции психофизиологических функциональных состояний спортсменов, находящихся в условиях профессионального становления. 

В соответствии с госзаданием Минспорта России в рамках выполнения научно-исследовательской работы коллективом сотрудников УралГУФК (руководитель – проректор по НИР Е.В. Быков, исполнители: Карпова Ольга Леонидовна ‒ ведущий научный сотрудник НИИ олимпийского спорта, Коваленко Александр Николаевич ‒ ведущий научный сотрудник НИИ олимпийского спорта, Макунина Ольга Александровна – доцент каф. физиологии, Харина Ирина Федоровна – доцент каф. анатомии,) была разработана модель технологии коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов на разных этапах спортивного и профессионального становления (в условиях двойной карьеры).

Предложенная и описываемая в методических рекомендациях технология коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов в условиях вуза обеспечивает реализацию задач национальных целей развития. 

Разработанная модель технологии коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов на разных этапах спортивного и профессионального становления в условиях двойной карьеры должна включать в себя диагностический блок с применением методов оценки психического, нейродинамического и энергетического компонентов и коррекционный блок с применением общих и специальных методов коррекции.

Технологии коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов должны базироваться на формировании компетенций самоконтроля и саморегуляции, обеспечивающих устранение отрицательных и способствующих оптимизации положительных психофизиологических состояний. Интеграция технологий оценки и коррекции психофизиологических функциональных состояний студентов-спортсменов в электронную информационную образовательную среду вуза способствует развитию компетенций самоконтроля и саморегуляции у студентов-спортсменов в условиях сочетанных умственных и физических нагрузок.

Тема НИР соответствует приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (далее – СНТР): «переход к персонализированной медицине, высокотехнологическому здравоохранению и технологиям здоровьесбережения, в том числе за счет рационального применения лекарственных препаратов (прежде всего антибактериальных)».

Работа получила высокую оценку комиссии Минспорта России при подведении итогов НИР за 2023 г.

Более подробно познакомиться с методическими рекомендациями для использования их в своей деятельности можно в библиотеке УралГУФК.

Отдельные результаты работы представлены в докладах конференций разного уровня и публикациях, в том числе по ссылке https://nsjuralgufk.ru/articles/58

Проректор по НИР Е.В. Быков

 Теги:

Наука