В УралГУФК обсудили актуальные вопросы взаимодействия вуза с работодателями в сфере физической культуры и спорта


27 апреля в конференц-зале Уральского государственного университета физической культуры прошел круглый стол на тему «Вопросы взаимодействия вуза с работодателями в сфере физической культуры и спорта».

Мероприятие было организовано отделом практики УралГУФК, в нем приняли участие руководители ведущих спортивных школ Челябинской области.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился ректор УралГУФК, профессор Сергей Геннадьевич Сериков.

С докладами выступили: Круглый стол проводился в формате обсуждения тенденций и перспектив сотрудничества с профильными организациями. Целями организации мероприятия стало определение перспективных направлений взаимодействия университета и работодателей по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников, а также определение наиболее эффективных практик взаимодействия с работодателями с целью обмена опытом и проведения совместных мероприятий.

В обсуждении проблем практической подготовки и трудоустройства студентов приняли участие директора ведущих спортивных школ города и центра олимпийской подготовки. Это директор СШОР № 2 по легкой атлетике имени Л. Н. Мосеева Олег Иванович Синяков; директор спортивной школы ушу Олег Олегович Кастальский; директор СШОР № 7 по водным видам спорта Иван Андреевич Лильбок; директор СШОР «Торпедо» г. Челябинска Валерий Владимирович Лебедев; директор СШОР № 5 по лыжным видам спорта Владимир Викторович Воронов; директор СШОР по хоккею имени Сергея Макарова Юрий Михайлович Макаров; директор спортивной школы № 10 по спортивной борьбе и самбо Александр Александрович Орехов, а также заместитель начальника Управления по физической культуре и спорту Администрации Челябинска Олег Александрович Ведерников и директор ЦОП по дзюдо Челябинской области имени А. Е. Миллера Олег Фаикович Мухаметзянов. В обсуждении вопросов конференции также участвовали заместители директоров спортивных школ и методисты.

Опрос, проведенный сотрудниками УралГУФК, показал, что у работодателя есть несколько ожиданий от выпускника. Во-первых, выпускник должен иметь полное представление о профессии, во-вторых, обладать умениями осуществлять компетентный отбор детей в спортивное учреждение, заинтересовывать и увеличивать количество воспитанников спортшколы, самостоятельно проводить занятия. И в-третьих, в числе личностных качеств, отмеченных руководителями спортивных школ, было отмечено, что молодые специалисты должны обеспечивать себя современными рекламными технологиями, быть амбициозными и нацеленными на корпоративный успех, в том числе заниматься созданием и продвижением положительного имиджа своего спортивного клуба или школы.

Результаты опроса работодателей также свидетельствуют о том, что руководители хотят видеть в выпускниках единственного спортивного вуза Урала умение проявлять инициативу, навыки делового общения и работу в коллективе, а также умение применять инновационные технологии в профессиональной деятельности. Плюсом при трудоустройстве послужат знания нормативной базы — стандартов подготовки и методических документов.

Для решения вопросов обретения практических навыков студентами вуза участниками круглого стола были отмечены следующие рекомендации: включение обучающихся в производственный процесс, организация экскурсий для ребят на спортивные объекты города и в спортивные учреждения, улучшение материально-технической базы университета, регулярное проведение курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета и актуализация образовательных программ.

По окончанию круглого стола, сотрудники отдела практики УралГУФК и администрация вуза обещали сделать подобные мероприятия регулярными, чтобы диалог университета и работодателей продолжался, и каждый участник имел возможность поделиться проблемами, связанными с кадрами сферы физической культуры и спорта, а также идеями по их возможным путям решения.

Итоги мероприятия подвела Татьяна Юрьевна Тихонова, руководитель отдела практики УралГУФК, она рассказала об основных тенденциях современного мира и необходимых для молодежи умений:

— Сегодня экономике в нашей стране необходимы специалисты нового типа. Потребуются многозадачные люди, с творческим подходом, готовые сотрудничать как с другими людьми, так и с системами искусственного интеллекта, обладать навыками работы с современными компьютерными технологиями. Мы становимся свидетелями изменений в подходах к работе и карьере. Привычная для многих линейная карьера в одной профессии постепенно заменяется стремлением молодых специалистов заниматься реализацией своего призвания, неоднократно меняя на протяжении жизни свою деятельность и профессию. Жизненный цикл профессий сокращается. Трудно спрогнозировать перечень актуальных профессий в будущем. Поэтому мы считаем актуальным говорить о наборе навыков, умений и компетенций, развивая которые, наши выпускники смогут эффективно закрепиться в деятельности в будущем и всегда будут готовы к последующему переобучению в условиях вариативного, быстро изменяющегося мира.

Однозначно, системе образования необходимо серьезно относиться к формированию желаемого образа будущего. Сейчас сфера образования и подготовки кадров — одна из самых консервативных, и такая позиция может стать тупиковой.

В экономике будущего станут актуальными цифровая грамотность, экологическое мышление, способность к сотрудничеству и совместной работе. Уже сегодня стоит взять курс и разнообразить традиционные основы получения знаний «гибкими навыками», развивать в студентах медиаграмотность, способность к удержанию внимания, воспитывать в молодежи осознанность, решительность, стремление к постоянному развитию. Это позволит помочь ребятам с самоопределением, с выбором по-настоящему интересных для них направлений в многообразии вариантов.

По мнению экспертов Global Education Futures, главным трендом в экономике будущего станут ускорение и изменение. Важно, чтобы студенты имели возможность использовать свои умения и навыки, полученные в вузе, в любой профессии.

Мы были рады диалогу с руководителями спортивных учреждений города. Услышали всех. И будем стараться в дальнейшем строить образовательный процесс с учетом услышанных предложений. Считаем важным развить у наших студентов те навыки и умения, которые помогут им в дальнейшем при построении успешной карьеры в сфере физической культуры и спорта. Мы благодарим всех участников круглого стола и всегда открыты к дальнейшему сотрудничеству и диалогу.

В помощь выпускникам и студентам вуза: блиц-опрос руководителей и работодателей

После завершения круглого стола организаторы пообщались с двумя яркими представителями спортивного сообщества города Челябинска, руководителями знаковых спортивных учреждений города, попросили их рассказать о том, как они пришли в профессию и какими видят своих будущих сотрудников из числа молодых специалистов и выпускников спортивного вуза.

Представляем вниманию читателей небольшой блиц-опрос.
На вопросы отвечает: директор МБУ СШОР по хоккею имени Сергея Макарова Юрий Михайлович Макаров.

1. Как Вы пришли в профессию?

— Я в профессию пришел, потому что сам играл в хоккей. Вначале работал на заводе, но семья у меня хоккейная, человек я хоккейный, тянуло меня. Там, где мы жили, появилась тренерская ставка, и я пошел попросился. Это был завод металлоконструкций. У нас секций хоккейных по городу было штук шестьдесят, т. е. все крупные заводы имели хоккейные секции. Двадцать лет я там отработал. Был сначала тренером, потом председателем коллектива физической культуры 14 лет отработал. И судить еще бегал.

2. Какие личные качества следует развивать студенту, чтобы стать руководителем?

— Чтобы стать руководителем, во-первых, нужна коммуникабельность – должен студент уметь разговаривать с людьми. Быть психологом. С ранних лет надо начинать уже учиться психологии. Это важная наука в общении с детьми, с родителями, с коллегами. Если не умеет человек разговаривать, то достичь цели сложно. Но, а самое главное качество – это, конечно, инициатива. Инициатива должна быть. Чтобы стать руководителем, необходимо проявить себя. Ты должен заниматься с утра и до вечера любимым делом. Конечно, надо отключать сознание и на другие жизненные моменты. Но, если ты хочешь быть первоклассным тренером, то анализируй тренировку: что получилось, а что не получилось. На следующий день попробуй сделать другое упражнение, так, чтобы детям интересно было, чтобы у них глаза горели. Все время творческое разнообразие должно быть.

3. Как найти студенту работу после окончания вуза?

— Надо проявить инициативу! Проходите практику — интересуйтесь, вникайте, записывайте, проявляйте интерес. Сидите на тренировках – дают задание спортсменам, вот придите после этого домой и пропишите, что тренер сказал, какое упражнение дал. Это же ваш багаж – вы будете копить знания. Потом уже сможете прийти на работу с представлением о тренировочном процессе, я посмотрю месяц и скажу: «Да, парень пытливый, парень хочет, и возьму его».

Самая главная причина и основная проблема нынешнего поколения молодежи — это пассивность, отсутствие инициативы, часто и желания работать. Обучаются, чтобы получить диплом. А дальше что? Значит, им не нужна тренерская деятельность, они не видят себя в ней. Многие не видят престижа профессии тренера, потому что, на самом деле, сейчас так обстоят дела, что у нас очень низкая оплата труда. Была бы зарплата выше – и очередь бы появилась в школу.


4. Какие рекомендации Вы бы дали организаторам круглого стола?
— В рамках практики хочется порекомендовать давать студентам побольше заданий, больше самостоятельной работы и увеличить количество самостоятельно проводимых тренировок. Мы же, руководители спортивных школ, в свою очередь, всегда можем входить в состав комиссии на защите практики.

На вопросы организаторов круглого стола отвечает: директор ОБУ «Центр олимпийской подготовки по дзюдо Челябинской области имени А. Е. Миллера» Олег Фаикович Мухаметзянов.

1. Как Вы пришли в профессию?
— С 13 лет я занимался академической греблей в Магнитогорске, имею звание Мастера спорта СССР международного класса. Спорт люблю с детства. После завершения спортивной карьеры работал в сфере физической культуры и спорта, далее занимал руководящие должности в различных организациях и ведомствах физической культуры и спорта.

2. Какие личные качества необходимо развивать студенту, чтобы стать руководителем?
— Стрессоустойчивость, требовательность, энергичность, ответственность и честность. Считаю, что для того, чтобы стать руководителем, необходимо умение работать в условиях многозадачности, умение планировать, анализировать и быть честным с самим с собой.

3. Интересует ли Вас как руководителя и работодателя портфолио кандидата на должность в Вашем учреждении?
— Да, перед собеседованием с кандидатом на должность всегда изучаю портфолио и резюме человека.

4. Как можно устроиться к Вам на работу?
— Пройти собеседование на замещение вакантной должности и предоставить перечень необходимых документов.

5. Проводите ли Вы собеседование с кандидатом на должность?
— Да, после представления курирующим заместителем.

6. На что обращаете внимание при собеседовании?
— На знания и оценку выпускной квалификационной работы.

7. Бывали ли случаи, когда Вы приглашали студентов на работу после прохождения ими практики?
— Да. Если во время прохождения преддипломной практики руководитель практики оценил высокий уровень подготовки практиканта и студент зарекомендовал себя как ответственный и компетентный специалист, то практикант предлагается к рассмотрению на замещение вакантной должности.
Опубликовано на сайте УралГУФК (https://uralgufk.ru)
Исходный URL-адрес:https://uralgufk.ru/news/V-UralGUFK-obsudili-aktualnye-voprosy-vzaimodeystviya-vuza-s-rabotodatelyami-v-sfere