Пострелиз и сборник материалов X международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового регулирования спортивных отношений», посвящённой 50-летию Уральского университета физической культуры

 Дата публикации:  06.05.2020
Просмотры: 830

16 апреля 2020 года в ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск) состоялась ежегодная X международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы правового регулирования спортивных отношений», которая включена в План проведения научных конгрессов и конференций Министерства спорта Российской Федерации в 2020 году (приказ Минспорта России от 31 декабря 2019 года № 1165).

Организационный комитет конференции:
Захарова Светлана Александровна, сопредседатель и руководитель Организационного комитета конференции, заведующая кафедрой права и правового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности Уральского государственного университета физической культуры, кандидат юридических наук, доцент, член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, член-корреспондент Петровской Академии наук и искусств (Российская Федерация, г. Челябинск).
Алексеев Сергей Викторович, сопредседатель Организационного комитета конференции, заместитель Председателя Международного союза юристов, председатель Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, председатель Комиссии по спортивному праву Общественного совета Минспорта России, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, профессор РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, профессор НИУ «Высшая школа экономики», главный редактор журналов «Спорт: экономика, право, управление» и «Право и государство: теория и практика», доктор юридических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Почётный работник науки и техники Российской Федерации (Российская Федерация, г. Москва).
Каменков Виктор Сергеевич, сопредседатель Организационного комитета конференции со стороны Республики Беларусь, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, ведущий юрист и учёный Республики Беларусь в области гражданского, хозяйственного права и процесса, спортивного права; автор книг: «Экономический глоссарий» (1997 г.); «Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь»; автор учебного пособия: «Спортивное право Республики Беларусь»; заместитель председателя Общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов».
Журавлёва Татьяна Васильевна, руководитель Организационного комитета конференции со стороны Республики Беларусь, ведущий специалист в области спортивного права Республики Беларусь, юрист, старший преподаватель кафедры менеджмента спорта, факультета менеджмента спорта, туризма и гостеприимства Института менеджмента спорта и туризма учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры», член Общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов», автор учебного пособия: «Спортивное право Республики Беларусь» (Республика Беларусь, г. Минск).

Руководители образовательных организаций:
Сериков Сергей Геннадьевич, ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», доктор педагогических наук, профессор (Российская Федерация, г. Челябинск).
Репкин Сергей Борисович, ректор учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры», доктор экономических наук, доцент (Республика Беларусь, г. Минск).
Закирьянов Бауржан Кайратович, ректор Казахской академии Спорта и Туризма, Доктор PhD, доктор делового администрирования (Республика Казахстан, г. Алматы).
Болтабаев Махмуджон Рустамович, ректор Узбекского государственного университета физической культуры и спорта, доктор экономических наук, профессор (Республика Узбекистан, г. Чирчик).
Галкин Пётр Юрьевич, проректор по спортивной работе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», Президент Региональной общественной организации «Студенческий спортивный союз Челябинской области», официальный посол ГТО на территории Челябинской области, кандидат педагогических наук, профессор, Заслуженный Мастер спорта по боксу (Российская Федерация, г. Челябинск).
Быков Евгений Витальевич, проректор по научной работе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», доктор медицинских наук, профессор (Российская Федерация, г. Челябинск).

Члены Организационного комитета конференции от ведущих республиканских вузов физической культуры и спорта:
Агелеуова Айгуль Токтархановна, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Казахской академии Спорта и Туризма, кандидат философских наук, член-корреспондент Академии педагогических наук Казахстана (Республика Казахстан, г. Алматы).
Тоштурдиев Шухрат Хуррамович, начальник отдела международного сотрудничества, соискатель кафедры теории и методики тяжёлой атлетики, велоспорта и конного спорта (Республика Узбекистан, г. Чирчик).
Хаётов Анвар Хусанович, старший преподаватель кафедры общественно-гуманитарных дисциплин Узбекского государственного университета физической культуры и спорта (Республика Узбекистан, г. Чирчик).
 
Аналитический отчёт

Десятый год подряд специалисты, учёные и практики собираются на X международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового регулирования спортивных отношений», чтобы  обсудить последние изменения законодательства, обменяться опытом правового регулирования спортивных отношений, получить знания о новейших тенденциях развития спорта в России и за рубежом, поддержать и продолжить деловые связи и выработать инновационные идеи для их продвижения.

Конференция прошла в дистанционном режиме с использованием информационных технологий. В рамках конференции обсуждены: проект Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года; новые направления развития правового регулирования спортивных отношений; способы продвижения и правового сопровождения спортивной деятельности субъектов спорта, международные стандарты и требования к спортивной деятельности, а также способы социальной адаптации спортсменов к высокой спортивной конкуренции. В дискуссии были затронуты вопросы применения стандартов спортивной подготовки, принятых в целях упорядочения спортивных отношений, эффективного достижения спортивных результатов и организации соревновательной деятельности.

Качество подготовки спортивного резерва и проведения спортивных мероприятий во многом зависит от наличия или отсутствия правового регулирования, а также от квалифицированного применения норм права для обеспечения сопровождения физкультурно-спортивной деятельности. В этом смысле X международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы правового регулирования спортивных отношений» является одной из редких площадок для научного обсуждения идей, направленных на поиск эффективных механизмов правового регулирования спорта.

В этом году к организации и проведению юбилейной конференции, организованной совместно кафедрой права и правового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности ФГБОУ ВО «УралГУФК» с УО «Белорусский государственный университет физической культуры», Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России, Комиссией по спортивному праву Общественного совета Министерства спорта Российской Федерации, ОО «Белорусским республиканским союзом юристов» присоединились ещё два ведущих республиканских вуза физической культуры Казахская академия Спорта и Туризма (Республика Казахстан, г. Алматы) и Узбекский государственный университет физической культуры и спорта (Республика Узбекистан г. Чирчик).

Участники конференции из России (Москвы, Санкт-Петербурга, Нальчика, Челябинска, Волгограда, Ижевска, Томска, Орехово-Зуево, Барнаула, Воронежа и др.), Республики Беларусь (Минска, Витебска, Могилёва, Барановичей, Бреста, Новополоцка, Полоцка), Украины (Харькова), Республики Казахстан (Алматы), Республики Узбекистан (Чирчик) обсудили актуальные направления развития и совершенствования правового регулирования спортивных отношений в России и за рубежом.

Участников мероприятия приветствовали:
  • Сериков Сергей Геннадьевич, ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», доктор педагогических наук, профессор (Российская Федерация, г. Челябинск).
  • Алексеев Сергей Викторович, доктор юридических наук, профессор, ведущий юрист и учёный в области спортивного права, сопредседатель конференции со стороны Российской Федерации (Российская Федерация, г. Москва).
  • Репкин Сергей Борисович, ректор учреждения образования «Белорусский государственный университет физической культуры», доктор экономических наук, доцент (Республика Беларусь, г. Минск).
  • Закирьянов Бауржан Кайратович, ректор Казахской академии Спорта и Туризма, Доктор PhD, доктор делового администрирования (Республика Казахстан, г. Алматы).
  • Болтабаев Махмуджон Рустамович, ректор Узбекского государственного университета физической культуры и спорта, доктор экономических наук, профессор (Республика Узбекистан, г. Чирчик).
  • Захарова Светлана Александровна, заведующая кафедрой права и правового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности Уральского государственного университета физической культуры, кандидат юридических наук, доцент, сопредседатель и руководитель конференции (Российская Федерация, г. Челябинск).
Программа конференции включала 37 докладов участников из 5 государств по следующим направлениям: национальное и международное законодательство о спорте; профессиональный спорт; проблемы спортивного правопорядка; юридическая ответственность в спорте; разрешение спортивных споров; вопросы антидопингового регулирования; агентская деятельность в спорте; правовое регулирование направлений спорта (олимпийский, паралимпийский, сурдлимпийский (дефлимпийский) и др.).

В ходе научного обсуждения участники конференции сформулировали выводы и предложения по совершенствованию правового регулирования спортивных отношений, которые включены в Сборник материалов X международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового регулирования спортивных отношений», посвящённой 50-летию Уральского государственного университета физической культуры.

Научные выводы и обобщения X международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы правового регулирования спортивных отношений», посвящённой 50-летию Уральского государственного университета физической культуры  (16 апреля 2020 года)
 
— О проекте Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года.
Учитывая социальную значимость физической культуры и спорта, в рамках развития государственно-частного партнёрства, в Стратегии до 2030 необходимо законодательно прописать обязанность частных партнёров обеспечивать доступность физкультурно-спортивных объектов, построенных и (или) обслуживаемых в рамках государственно-частного партнёрства (муниципально-частного партнёрства) для широких слоёв населения.

Достоинством проекта Стратегии до 2030 года по сравнению с предыдущей Стратегией является выделение такого направления, как региональное развитие, в рамках которого определяются мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта в регионе, но при этом не определяется роль региональных органов государственной власти, не обозначены стоящие перед ними задачи.

Следует в подразделе 11 «Региональное развитие» прописать, что органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендуется разработать меры, содействующие развитию физической культуры и спорта с учётом положений Стратегии о развитии физической культуры и спорта Российской Федерации до 2030 года, а также с учётом национальных, исторических, климатических, географических, финансовых и других особенностей региона.

Следует определить задачи, стоящие перед региональными органами государственной власти:
  • обеспечить реализацию Стратегии в соответствующем субъекте РФ, разработать на основе положений Стратегии региональные нормативные правовые документы: региональные программы развития физической культуры и спорта, региональные отраслевые планы и рекомендации по реализации Стратегии в соответствующем регионе;
  • осуществлять мониторинг и контроль реализации Стратегии, выполнения основных показателей реализации на территории муниципальных образований субъекта РФ;
  • обеспечить обсуждение проблемных вопросов реализации Стратегии в субъекте РФ;
  • разрешить проблемные вопросы в реализации управленческих функций в звене «субъект РФ – муниципальное образование» в сфере физической культуры и спорта;
  • разработать и внедрить инновационную модель эффективного взаимодействия между региональным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту, муниципальными образованиями и общественными физкультурно-спортивными организациями в процессе реализации Стратегии.
Одним из принципов развития физической культуры и спорта, закреплённых Стратегией является открытость и доступность информации для граждан. Для большинства субъектов РФ актуальной остаётся проблема обеспечения полной доступности информации о региональном законодательстве, прежде всего, о подзаконных нормативных правовых актах. На реализацию данного принципа следует обратить внимание, предусмотреть мероприятия, направленные на обеспечение информированности граждан не только о ходе реализации Стратегии, но и о законодательных и подзаконных нормативных актах субъектов РФ в сфере физической культуры и спорта.

Из проекта Стратегии не ясно, какие задачи являются приоритетными для регионов, какова роль межведомственных государственных органов исполнительной и законодательной власти, в частности Министерства спорта РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, общероссийских федераций по видам спорта, физкультурно-спортивных организаций и их объединений в реализации Стратегии.

— О физической культуре и спорте в системе высшего образования.
Развитие физической культуры и спорта предполагает необходимость систематического совершенствования нормативной правовой базы, обеспечивающей комплексную правовую регламентацию спорта и выработку эффективных подходов к организации высшего образования и к обновлению кадровой политики в области физической культуры и спорта.

Подготовка высококвалифицированных кадров (тренеров, спортсменов, лиц, оказывающих правовое, психологическое, медико-биологическое и иное сопровождение, лиц, осуществляющих организацию физкультурно-спортивной деятельности) является одним из основных условий успешного развития отрасли. В настоящее время система высшего образования в области физической культуры и спорта теряет базовые механизмы своей универсальности. Из типового учебного плана основной образовательной программы направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (уровень бакалавриата), который является фактически обязательной моделью для составления учебных планов вузов, полностью исключена дисциплина «Правоведение» без изучения которой, студент не может получить всестороннее представление о правовых основах профессиональной деятельности, на изучение которых отводится всего 54 аудиторных часа (из них 36 часов практические занятия). Такой усечённый объём часов для изучения столь важной и сложной дисциплины не позволяет полноценно изучить студенту даже весь отраслевой Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ (далее Закон о спорте), не говоря уже о нормах трудового, антидопингового, административного и уголовного законодательства.

Качество высшего профессионального образования, по мнению участников конференции, является важнейшим стратегическим направлением в области развития физической культуры и спорта. Эту проблему мы поднимали уже не однократно, и ещё раз заостряем внимание представителей Министерства спорта Российской Федерации на необходимость проведения мониторинга и контроля при разработке типовых учебных планов образовательного процесса уровня бакалавриата в системе высшего образования в области физической культуры и спорта. Дело не в том, что студентов плохо обучают правовым основам профессиональной деятельности, дело в том, что у студентов не формируются теоретические знания основ права, которые при условии изучения их на первом курсе, позволили бы эффективно усваивать отраслевые законы и иные нормативные акты на последующих курсах, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

Поэтому в процессе совершенствования образовательной деятельности в системе высшего образования следует учесть условия, критерии и основные требования к современному специалисту в области физической культуры и спорта, становление которого происходит именно при получении базового физкультурно-спортивного образования. Особое внимание органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта следует обратить на постановку вопроса в связи с разработкой соответствующих типовых учебных планов основных образовательных программ высшего образования по направлениям «Физическая культура», «Спорт», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». В базовую часть учебных планов названных основных образовательных программ необходимо включить дисциплину «Правоведение», а затем на третьем курсе, когда студент ознакомится с теорией физической культуры, получит представление об избранном виде спорта, включать в учебный план «Правовые основы профессиональной деятельности». Такой подход обусловлен анализом профессиональных компетенций тренеров, спортсменов и руководителей физкультурно-спортивных организаций, которые сегодня не владеют достаточным уровнем правовых знаний  для современного рынка физкультурно-спортивных услуг.

Таким образом, ключевым направлением работы по совершенствованию высшего физкультурно-спортивного образования должен стать качественно новый подход к его организации. От качества высшего образования целиком и полностью зависит результат профессиональной деятельности субъектов массового спорта, спорта высших достижений, адаптивного спорта, профессионального спорта и др.

— Об организации спортивной подготовки и подготовки спортивного резерва.
Важнейшим направлением неразрывно связанным с образовательной системой подготовки квалифицированных кадров (спортсменов, тренеров, руководителей физкультурно-спортивных организаций) является спортивная подготовка и подготовка спортивного резерва. Названные виды деятельности осуществляются спортсменами, тренерами и руководителями физкультурно-спортивных организаций разного уровня. Успешность деятельности этих субъектов, а в большей степени тренеров, на разных этапах спортивной подготовки определяется способностями использовать полученные в процессе образования умения и навыки в профессиональной деятельности. В частности, знания законодательных актов и умение их применять будут способствовать эффективному использованию Федеральных стандартов спортивной подготовки (ФССП), которые представляют собой нормативные документы, содержащие совокупность требований к спортивной подготовке по видам спорта, разработанные и утверждённые в соответствии с Законом о спорте. ФССП являются обязательными для организаций, осуществляющих спортивную подготовку. Введение ФССП направлено на обеспечение: единства основных требований к спортивной подготовке на всей территории Российской Федерации; планомерности осуществления физической подготовки на территории Российской Федерации; подготовки спортсменов высокого класса для спортивных сборных команд Российской Федерации. От уровня квалификации спортсмена, тренера, руководителя физкультурно-спортивной организации, от объёма и содержания знаний, приобретённых ими при получении базового образования, всецело зависит спортивный результат, а также уровень представительства Российской Федерации на международной арене.

Поэтому для эффективной подготовки спортивного резерва требуется совершенствование, как кадрового потенциала, так и правовой базы, регламентирующей вопросы организации управления процессом спортивной подготовки, создания и деятельности училищ олимпийского резерва и спортивных интернатов; совершенствования законодательства в части определения спортивной подготовки как учебно-тренировочного процесса.

— О правовом регулировании профессионального спорта.
В рамках совершенствования профессионального спорта, необходима актуализация правового регулирования профессионального спорта, в том числе и в целях привлечения инвестиций. Создание нормативной правовой базы для эффективного правового регулирования отдельных видов договоров, рекламной деятельности, агентской деятельности, а также интеллектуальной собственности в профессиональном спорте.

Основное деление договоров в сфере профессионального спорта должно осуществляться в зависимости от того, какую деятельность в сфере профессионального спорта они оформляют: основную, т. е. договоры, оформляющие профессиональную спортивную деятельность, или дополнительные договоры (спутники), которые обеспечивают профессиональную деятельность спортсмена. Так, к основным договорам можно отнести трансферный договор, так как он также оформляет основную профессиональную спортивную деятельность.

В современных условиях реализации отношений в профессиональном спорте в Российской Федерации, в Республике Беларусь, в Украине, в Республике Казахстан, в Республике Узбекистан, происходит постепенный «поворот» к повышению роли договоров при регулировании спортивных правоотношений. Полагаем, исследование всех гражданско-правовых договоров, заключаемых в сфере профессионального спорта, в качестве единой системы позволит рассмотреть их не как разрозненную массу отдельных, не имеющих связи между собой видов договоров, а как определённую их совокупность, обладающую внутренней целостной структурой, в основе которой лежат единство и взаимосвязь между отдельными договорами, единой целью которых является совершенствование правового регулирования договорных отношений в профессиональном спорте.

В действующем Законе о спорте РФ фактически не сформировано законодательных институтов, отвечающих сложившимся в профессиональном спорте общественным отношениям. Так, на законодательном уровне не сформулированы цели и задачи профессионального спорта, не сформирован понятийный аппарат; не определены функции, роли и условия субъектов профессионального спорта, не определены формы взаимодействия между субъектами профессионального спорта, государственными и муниципальными органами власти, в частности, не установлены правовые механизмы контроля освоения средств финансирования профессионального спорта из государственного, муниципального и частного бюджетов.

Такой объём законодательного регулирования общественных отношений нуждается в создании, либо отдельной главы в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», либо в разработке и принятии отдельного закона о профессиональном спорте в Российской Федерации. Кроме того, профессиональный спорт постоянно развивается. Ему характерна транснациональная конвергенция. Соответственно, по мере развития профессионального спорта, возникают и проблемные вопросы правового регулирования. Это связано, прежде всего, с отсутствием в законодательстве о физической культуре и спорте основных принципов правового регулирования профессионального спорта как обособленной части спорта, имеющей достаточно широкий спектр общественных отношений, относящихся к разным отраслям правового регулирования, которые нуждаются в законодательном закреплении.

—​ Об организации агентской деятельности в спорте.
В Российской Федерации:
Практика осуществления агентской деятельности в спорте показывает, что в Законе о спорте РФ, как и в законах о спорте Республики Беларусь, Украины, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, необходимо определить общие принципы профессиональной деятельности спортивного агента на законодательном уровне, с учётом компетентностных характеристик и знаний основ бизнеса, профессиональной этики, ведения переговоров, маркетинга и юриспруденции.

Во-первых, необходимо установить верхний предел стоимости контрактов между спортивным клубом и спортсменом, с учётом дифференцированного подхода к статусу профессионального спортсмена; законодательно закрепить порядок планирования объёмов бюджета спортивных клубов на каждый сезон, с учётом достижений спортивного клуба и иных критериев, для того, чтобы не бюджет спортивного клуба зависел от сумм, заключенных агентом контрактов, а заключение контрактов зависело от объёма бюджетных средств, запланированных на следующий сезон спортивного клуба. В этом плане спортивный агент обязан отрабатывать своё вознаграждение в соответствии с условиями агентского договора со спортивным клубом (спортсменом) и осуществлять поиск (подбор) подходящего спортсмена (спортивного клуба) исходя из запросов заказчика и условий оплаты труда.

Во-вторых, работа спортивного агента связана с судьбами спортсменов, многие из которых соединяют профессиональную карьеру со своей жизнедеятельностью, поэтому государство, в соответствии со статьёй 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства» [8] обязано обеспечить защиту основным и наиболее уязвимым субъектам современного спорта (спортсмену и тренеру). Для этого необходимо установить законодательные пределы действия агентских договоров и обеспечить контроль правового регулирования агентской деятельности на период спортивного сезона.

В-третьих, законодательно установить образовательный ценз для спортивных агентов и прописать в законах о спорте, что обязательным требованием к аккредитации спортивного агента является наличие специального образования в области агентской деятельности. Например, по магистерским программам, либо по программам переподготовки, которые также могут создаваться на базе образовательных организаций. Это позволит обеспечить защиту прав спортсменов и тренеров от непрофессиональных агентов; соответственно наличие законодательных пределов деятельности агентов и установление потолка стоимости контрактов со спортсменами, позволят установить контроль за формированием бюджетов спортивных клубов на очередной сезон. Благоприятные условия развития агентской деятельности в спорте будут способствовать повышению конкурентоспособности и выходу наших спортивных агентов на мировой рынок агентских услуг.

Стоит отметить, что в настоящее время на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации представлен проект Федерального закона № 923693-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности спортивных агентов» (далее Проект с текстом по состоянию на 17.03.2020). Основной целью Проекта является упорядочение деятельности спортивных агентов. По состоянию на март 2020 года в России насчитывается более 1000 спортивных агентов. Так как законодательство о физической культуре и спорте не содержит специальных требований к порядку допуска спортивных агентов к осуществлению профессиональной деятельности с позиции государственного регулирования, разработчики Проекта предлагают восполнить данный пробел, дополнив Закон о спорте РФ, положением о возможности установления обязательных требований к осуществлению спортивными агентами профессиональной деятельности. Разработку и принятие этих требований к осуществлению деятельности спортивных агентов по содействию в трудоустройстве спортсменов и тренеров в профессиональные спортивные клубы предлагается возложить на Минспорт России.

По мнению разработчиков Проекта закона, это позволит усилить контроль за деятельностью спортивных агентов, а следовательно повысить качество предоставляемых ими услуг, обеспечив права и законные интересы спортсменов и тренеров.

Вместе с тем, не указание разработчиками, в предлагаемом Проекте, единых принципов для разработки требований к осуществлению деятельности спортивных агентов, на основе которых Минспорт России разработал бы такие требования, исходя, например, из правил вида спорта и др., делает проект Федерального закона № 923693-7 «О внесении изменения в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в части совершенствования деятельности спортивных агентов» непрозрачным, и нивелирует необходимость его принятия.

В Республике Беларусь:
Наряду с положительной динамикой роста числа спортивных агентов в Республике Беларусь, в качестве негативной тенденции можно отметить то, что все спортивные агенты работают в основном с игроками из тройки футбольных лидеров высшей лиги. Следовательно, большинство футболистов Республики Беларусь, остаются без возможности работать с привлечением спортивных агентов: ведь указанные агенты заинтересованы в работе с более успешными спортсменами. В других же видах спорта: хоккее, баскетболе, волейболе данный институт ещё практически не нашёл своё развитие.

Наметившуюся тенденцию, возможно, частично изменить, дополнив норму о праве регистрации в качестве спортивных агентов в Республике Беларусь белорусских юридических лиц наравне с индивидуальными предпринимателями. Спортивные агенты, действующие в качестве юридического лица, имеют весомые преимущества по сравнению с индивидуальными предпринимателями, так как первым реальнее оказать услуги большему количеству спортсменов, причём, выступающим в различных видах спорта.

О правовом статусе адаптивного спортивного движения.
Считаем целесообразным сформулировать следующие предложения по совершенствованию законодательства Республики Беларусь, а также Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Украины об адаптивном спорте.

1. Внести в законодательство о физической культуре и спорте Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Украины об адаптивном спорте следующие определения:
  • паралимпийское движение — спортивное движение, целями которого являются содействие развитию физической культуры и спорта лиц с физическими нарушениями, нарушениями зрения, нарушениями интеллекта, укрепление международного сотрудничества в сфере физической культуры и спорта, представление Республики Беларусь на Паралимпийских играх, иных международных спортивных мероприятиях, проводимых с участием указанных лиц;
  • параспорт — направление адаптивного спорта, развивающееся в рамках паралимпийского движения;
  • дефспорт — направление адаптивного спорта, развивающееся в рамках дефлимпийского движения;
  • специальный олимпийский спорт — направление адаптивного спорта, развивающееся в рамках специального олимпийского движения;
  • паралимпийский спорт — совокупность паралимпийских видов спорта;
  • дефлимпийский спорт — совокупность дефлимпийских видов спорта.
2. Сформулировать в законодательстве о физической культуре и спорте Республики Беларусь, а также в законодательстве Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Украины об адаптивном спорте дефиниции паралимпийского спорта и дефлимпийского спорта, скорректировав их следующим образом:
  • паралимпийский вид спорта — вид параспорта, включенный в программу Паралимпийских игр;
  • дефлимпийский вид спорта — вид дефспорта, включенный в программу Дефлимпийских игр.
3. Сформулировать в законодательстве о физической культуре и спорте Республики Беларусь, а также в законодательстве Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Украины в части адаптивного спорта дефиницию спортсмена-лидера.

Считаем, что изложенные предложения будут способствовать комплексному и системному правовому регулированию общественных отношений в сфере адаптивного спорта и спорта в целом; могут быть внедрены в законодательство Республики Беларусь и иных государств с учётом национального подхода, а также в образовательный процесс учреждений образования, которые осуществляют подготовку юристов и специалистов для сферы физической культуры и спорта с преподаванием учебных дисциплин спортивно-правовой тематики.

— О создании межведомственной группы по вопросам противодействия коррупции в сфере спорта.
Рассмотреть вопрос о создании в Республике Беларусь, Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Узбекистан, в Украине межведомственных групп по вопросам противодействия коррупции в сфере спорта, включив в их состав представителей Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства спорта, Министерства юстиции, спортивных федераций и общественных объединений.

Выводы и рекомендации конференции
  1. X международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы правового регулирования спортивных отношений» это юбилейное мероприятие, посвящённое 50-летию Уральского государственного университета физической культуры, которое носит научно-практический, прикладной и образовательный характер представляет собой научную площадку для взаимодействия ведущих учёных, руководителей, специалистов физкультурно-спортивных организаций, практикующих юристов по вопросам совершенствования законодательства о физической культуре и спорте.
  2. Участники конференции приняли решение о продолжении развития сотрудничества ФГБОУ ВО «УралГУФК» (г. Челябинск) с БГУФК (Республика Беларусь, г. Минск), Комиссией по спортивному праву Ассоциации юристов России, Комиссией по спортивному праву Общественного совета Министерства спорта Российской Федерации, Международным союзом юристов, Белорусским республиканским союзом юристов, Белорусским государственным университетом, Казахской академией спорта и туризма (Республика Казахстан, г. Алматы), Узбекским государственным университетом физической культуры и спорта (Республика Узбекистан, г. Чирчик).
  3. На конференции рассмотрен широкий круг научных, практических, информационных и социальных вопросов правового регулирования спортивных отношений, подведены итоги десятилетней работы конференции. Программа работы конференции выполнена в полном объёме. По окончании конференции все участники получили сертификат. По итогам конференции участниками сформулированы научные выводы и обобщения.

Сопредседатель и руководитель организационного комитета конференции заведующая кафедрой права и правового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности ФГБОУ ВО «УралГУФК», член Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, к.ю.н., доцент Светлана Александровна Захарова

Прикреплённые файлы